ÂÂ
В Тольяттинском краеведческом музее хранится документ – «Список потерпевших от авиабомбежек ВСП 1108 седьмого мая 1942 г.» из личного фонда Жуйкова Андрея Степановича. Андрей Степанович Жуйков родился 30 октября 1894 года в деревне Ботаниха Вятской губернии. С 23 июня 1941 года Андрей Степанович ушёл добровольцем в Красную Армию. С ноября 1941 года А.С. Жуйков прибыл в систему ФЭП-165 (фронтовой эвакуационный пункт), где работал сначала комиссаром, а затем заместителем начальника по политической части временного военно-санитарного поезда (ВВСП) № 1108. С января 1943 года был переведён заместителем начальника по политической части ВВСП-1154. За период работы поезд № 1108 девять раз подвергался бомбёжкам со стороны фашисткой авиации с потерей людей и подвижного состава поезда. 7 мая 1942 года при бомбёжке было выведено 50 % всего личного состава поезда. Был легко ранен и контужен и сам А.С. Жуйков, но с поезда не уходил. После контузии его зрение сильно ослабло.
В апреле 1946 года после расформирования ВВСП-1154, Андрей Степанович был демобилизован в звании капитана.
Санитарные поезда требовались медицинской службе каждого фронта, каждой армии. Военно-санитарные поезда в годы войны перевезли миллионы раненых и больных. Полный список потерпевших ВСП-1108 публикуется впервые, документ можно посмотреть на нашем сайте.
 |  |
Часть открыток коллекции изготовлены известной полиграфической фирмой «Шерер, Набгольц и Ко». Она была создана в 1863 году, когда баденский подданный Мартин Шерер и швейцарский подданный Георгий Набгольц приобрели известную московскую фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы его имени. Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера», причем Шерер занимался непосредственно фотосъемкой, а Набгольц – хозяйственными и финансовыми делами. Фирма выполняла заказы по изготовлению фотопортретов, визитных карточек, выпускала каталоги различных выставок. Благодаря ее деятельности для потомков сохранились фотографические изображения вернувшихся из ссылки декабристов, писателей, поэтов, художников, музыкантов, общественных деятелей России того времени.
Мартином Шерером снята первая фотографическая панорама Москвы, изданная в 1867 году и ставшая одной из лучших документальных панорам города. В том же 1867 году фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А. Бергнера» была продана курляндскому уроженцу, талантливому фотографу Альберту Ивановичу Мею на правах аренды, позволявшей сохранять за фирмой ее прежние заслуги. С этого времени она стала именоваться «Шерер, Набгольц и Ко».
Начиная с 1896 года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России. Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года. За это время было выпущено несколько номерных серий открытых писем с видами Москвы, однако одной из самых удачных среди коллекционеров считается серия, изданная в 1901 - 1903 годах. Из-за красного цвета надписей на адресной и иллюстрированной сторонах открытых писем коллекционеры называют эту серию «Красным Шерером». Несколько поколений филокартистов собирало и собирает серию «Красный Шерер» по номерам. В отличие от серий предыдущих лет издания, в которых были использованы негативы еще 1880-х годов из найденовских альбомов Москвы, на открытых письмах 1901-1903 годов воспроизведены новые сюжеты, отразившие изменившуюся уличную жизнь города. Эти негативы частично использовались фирмой и в дальнейшем, но серии последующих лет, как правило, выполнены на более низком полиграфическом уровне. В серии 1901-1903 годов гораздо полнее, чем в сериях 1898-1900 годов, показаны площади, улицы и переулки Москвы, типы москвичей на улицах города.
Открытые письма с видами Москвы серии «Красный Шерер» собраны в иллюстрированном каталоге, изданном в 2009 году. Данный каталог является первой попыткой систематизации почтовых открыток Москвы, выпущенных фототипией «Шерер, Набгольц и Ко».
Другим известным изготовителем открыток представленной коллекции является шведская полиграфическая фирма Акционерное Общество Гранберг (Granberg). Она работала, преимущественно, на рынок России, выпускало открытки и альбомы. За годы деятельности фирмы (1900 – 1910 г.г.) всего ею выпущено около 8000 изданий. Основная масса изданных открыток — репродукции с картин художников-передвижников, а также пейзажные виды российских городов. Частично это делалось по специальным заказам русских издателей.
Известно также «Общественное изданiе фотографа И. М. Бочкарева», г. Астрахань (ряд открыток коллекции ТКМ изготовлены там). Сохранились исторические сведения об этом издательстве. 24 июня 1903 года саратовская мещанка Анна Петровна Бочкарева берет свидетельство на открытие фотографии. Она снимает ателье на Кутуме у Сапожниковского моста в доме Козлова г. Астрахани. В «Астраханском вестнике» от 10 августа 1903 года появляется объявление: «Художественное и быстрое исполнение всех фотографических работ: портретов, групп и увеличений на невыцветающей роскошной белой глянцевой бумаге, а также платиноматовые снимки и миниатюрные марки с портретами. Имеются в продаже виды г. Астрахани». Своим ателье А.П. Бочкарева владела один год, фотографии печатались на фирменном бланке. 5 августа 1904 года А.П. Бочкарева обращается к губернатору с прошением о передаче прав на фотографию своему мужу 32-х летнему Ивану Митрофановичу Бочкареву. На чистой оборотной стороне Иван Митрофанович ставит свой знак-виньетку: «Фотография И.М. Бочкарева». Ателье оборудовано новейшими аппаратами, в павильоне использовалось много различных фонов и мебели. Помимо разнообразных фотографий производилось увеличение портретов светописью, карандашом и в красках и всякие модные новинки — фото-эмаль: булавки, броши, брелоки в оправах золотом, серебром и «французским золотом». И.М. Бочкарев делает серию снимков городских каналов. Открытки выпускаются большими тиражами типографским способом (фототипия). И.М. Бочкарев фотографирует окрестные приволжские села. Он посещает и снимает киргизские аулы и калмыцкие кочевья. Но особая любовь - съемка на рыбных промыслах. У Бочкарева выходит большая серия, посвященная этой теме. В начале XX века ателье И.М. Бочкарева считается одним из лучших в городе. Работы фотографа экспонируются на нескольких международных выставках, на двух получают награды. За свои художественные снимки И.М. Бочкарев удостаивается высшей награды - Почетного креста и золотой медали в Антверпене в 1906 году и серебряной медали в Брюсселе в 1905 году. И.М. Бочкарев запечатлел многие важные исторические события, происходившие на астраханской земле. Среди них - пребывание Великих княгинь Марии Александровны и Марии Павловны в июне 1913 года в Астраханской губернии. И.М. Бочкарев фотографирует военный лазарет, который в годы первой мировой войны размещался в здании клуба Общественного собрания. После Октябрьской революции 1917 года Иван Митрофанович объявлен «нетрудовым элементом» («буржуем»). Его фотография работает до 1920-х годов и закрывается одной из самых последних.
Некоторые открытки представленной коллекции изготовлены в «Издательстве Н.К. Блохина», г. Уфа. Блохина печатня и библиотека - большой трехэтажный кирпичный дом на углу улиц Большой Казанской и Центральной (ныне ул. Октябрьской революции и Ленина) г. Уфы, в котором находились типография, склады, лавки и самый большой в городе книжный магазин (в советское время – магазин «Знание», сейчас — «Белая река»). Принадлежал купцу и крупному культурному деятелю Уфы Николаю Кондратьевичу.
Икона «Образ Усекновения Главы Иоанна Крестителя» (иконописец неизвестен), XIX в., первая половина, Россия.
О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29).
После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20). В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии.
]]>Икона «Святой Пантелеймон» (иконописец неизвестен), конец XIX - начало ХХ в.в., Россия.
Пантелеи́мон ( всемилостивый), до крещения Пантолеон — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный. Память совершается в Православной церкви 27 июля по юлианскому календарю, в Католической церкви — 27 июля.
]]>Икона «Святые Самон, Гурий и Авив» (иконописец неизвестен), вторая половина XIX в., Россия.
Изображения святых Гурия, Самона и Авива известны в памятниках монументальной живописи, на иконах и в лицевых рукописях. Традиционно их изображают вместе: Гурий — седовласый старец с длинной бородой, одет в хитон и гиматий; Самон — среднего возраста с темными (иногда седыми волосами) и с небольшой бородой, одет в хитон и гиматий; Авив — молодой безбородый человек в стихаре с кадилом и (или) крестом в руках. Относят время мученичества святых Гурия, Самона и Авива к 293—322 годам. Это связано с тем, что церковная традиция объединила вместе святых, живших в различное время.
Святые мученики Гурий, Самон и Авив известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи, им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою».
]]>Икона «Божией Матери «Знамение» (иконописец неизвестен), первая половина XIX в., Россия.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI – XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.
]]>Икона «Святой Николай Угодник» (иконописец неизвестен), XVIII в., Россия.
Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец. Покровитель путешественников, мореплавателей, "ходатай за людей перед Богом" Николай Чудотворец – один из самых почитаемых православных святых. В России образ Николы Угодника был практически в каждом доме. В России за иконами Христа и Богородицы по количеству следовали иконы Николая Чудотворца. "От Холмогор до Колы — тридцать три Николы", - говорили в народе. ÂÂÂ
]]>Икона «Богородица Скоропослушница» (иконописец неизвестен), конец XIX в, Россия.
На иконе изображена Богоматерь в мандоле славы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени. Над ангелами расположены фигуры святых мучеников Игнатия и Никиты, преподобной Евдокии и ангела-хранителя. В верхней части иконы по углам расположены небесные светила, в центре – полуфигура Господа Саваофа в облачном сегменте. В верхней части иконы надпись «Скорбящая ПРЕСТ БЦЫ», по правую руку надпись "Нагим одежды", по левую руку «Больным исцеление» на старославянском.
]]>Икона Â «Двунадесятые Праздники» (иконописец неизвестен), конец XVIII - начало XIX вв., Россия.
Иконы, посвященные двунадесятым праздникам, составляют основную часть праздничного ряда русского православного храма. Православной Церковью установлено двенадцать основных праздников. Среди них - девять неподвижных праздников, отмечаемых в одно и тоже время (Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение, Преображение, Успение Богородицы), и три подвижных, связанных с пасхальным циклом (Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие Св. Духа на апостолов).
]]>Икона «Образ Богоматери «Всех скорбящих радости» (иконописец неизвестен), конец XIX в, Россия.
На иконе изображена Богоматерь в мандоле славы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени. Над ангелами расположены фигуры святых мучеников Игнатия и Никиты, преподобной Евдокии и ангела-хранителя. В верхней части иконы по углам расположены небесные светила, в центре – полуфигура Господа Саваофа в облачном сегменте. В верхней части иконы надпись «Скорбящая ПРЕСТ БЦЫ», по правую руку надпись "Нагим одежды", по левую руку «Больным исцеление» на старославянском.
]]>